История строительства нашего храма

На южной окраине Киева находится микрорайон Теремки-1. Из исторических данных известно, что в древности эта местность принадлежала Софийскому монастырю. Так, Лаврентий Похилевич, известный краевед и сотрудник Киевской духовной консистории, который жил в 19 веке, в своем труде «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» писал: «Теремки хутор на 14-ой версте от Киева по Васильковской почтовой дороге. В нем 17 домов и 126 душ мужского и женского пола штатных служителей митрополичьего дома. Здесь же построен митрополитом Евгением дом и домовая церковь во имя Сошествия Святого Духа. Земля по своему качеству принадлежит к самим лучшим в окрестностях Киева. По некоторым признакам можно определить, что местность эта обрабатывалась уже очень давно. Уже в 17 веке о ней упоминается как принадлежности Киевских митрополитов. В Ипатиевской летописи под 1150 годом упоминается урочище под Киевом – Теремец. Без сомнения – это нынешние Теремки». Некоторые историки считают, что название современных Теремков и происходит от этих древних Теремцов, которые упоминаются в Ипатиевской летописи и о которых пишет краевед Лаврентий Похилевич.

Строительство же современных Теремков, то есть таких, какие мы привыкли видеть сегодня, началось с середины 1970-х годов. Конечно, это было еще время безбожной советской пропаганды. А потому забылось и то, что земля эта принадлежала Софийскому монастырю и Киевским митрополитам, и никакого храма в планах советских архитекторов здесь не должно было быть. Но, как говорят в народе, человек думает так, а Бог по другому. А потому то, чего не произошло в 20 веке, промыслом Божиим исправилось в веке 21 и в центре массива Теремки-1 возник храм.

Историю строительства храма мы начнем с 1986 года, когда произошла великая трагедия, которая будет напоминать о себе еще сотни, а то и тысячи лет. Имя этой трагедии – Чернобыль. Так вот, на Теремках проживает много выходцев из живописного, но изуродованного человеком полесского Чернобыльского района. Сама атомная станция находится в городе Припяти. Этот город строился как образец коммунистического строительства, где должны были воплотиться планы о счастливом будущем, то есть – рай на земле. Но, конечно же, без Бога. Поэтому в городе не было ни одного храма. Что из этого вышло? Наверное, ад на земле. Жители, которые из Припяти и Чернобыльского района стали переселяться в Киев на Теремки, с болью в сердце, с изувеченными жизнями и судьбами, со страшной неизлечимой болезнью, понимали, что без Бога, без Его святой Церкви нельзя жить на земле. Потому что от такой жизни восстают мертвые города, как Припять, где не было ни одной Церкви, нет на сегодняшний день, и неизвестно будет ли когда-то… Так вот, идею о строительстве храма жители массива носили в сердце уже давно, а воплотилась она в жизнь в 2008 году благодаря воле, вере и надежде многих добрых человеческих сердец.

Слипачук Елена Петровна, которая принимала активное участие в строительстве храма, вспоминает, как все начиналось: «Когда-то, я прочитала в одной книге, что значимое событие для человека происходит значительно раньше, чем человек это чувствует. Так случилось и с событием, которое, как я думаю, важнейшее в жизни нашей семьи – это строительство церкви в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. А началось это строительство в душах членов нашей семьи еще в 2004 году. Наш сын Алексей, прогуливаясь по району, увидел в небе над Теремками Ангела и сфотографировал его. К сожалению ни я, ни те, кому Алексей показывал это фото, не видели там Ангела. А Алексей сказал, что на этом месте, где парил Ангел – должен быть храм. После этого разговора Алексей даже начал изучать архитектуру и строительство, мечтая, чтобы храм был величественным. В 2005-2006 гг., мы с командой единомышленников, провели социологический опрос населения микрорайона Теремки–1. Среди основных проблем, решение которых интересовало жителей, в первую очередь интересовало строительство храма на Теремках». От многих киевлян, на сегодняшний день, напротив, к величайшему сожалению можно услышать: зачем строить храмы, и так «понастроили». Многие из этих людей молчат, или ничего не делают, когда разрушают историческую часть города, уничтожают зеленые зоны, парки, пивные ларьки появляются как грибы после дождя. В микрорайонах, где люди привыкли жить без веры, без Бога, продаются наркотики, молодые девушки делают аборты, калеча свои жизни, молодежь спивается и морально деградирует. Но не таким является большинство жителей микрорайона Теремки-1, которые понимают, что без веры в Бога человек деградирует и развращается.

Храм на Теремках, можно сказать появился чудесно, потому что он был построен за один день. И потому, кроме основного своего названия Введения во Храм Пресвятой Богородицы, имеет еще название – «Обыденный», то есть построенный за один день. Даже кое-кто из прихожан сначала пугался уже забытого, хотя древнерусского названия – обыденный. Думали, не связано ли это с какой-то новой религией или сектой. Встречались сами разные варианты. Кто-то даже думал, что обыденный – это храм, который построят на один день, а затем разберут и увезут. Но, после разговора с настоятелем храма, архимандритом Лазарем, люди понимали, что храм – православный и строится он, если сподобит Господь, на века.

Обычай строить обыденные храмы идет еще из времен Киевской Руси. Первый обыденный храм был построен в 996 году при святом равноапостольном князе Владимире, который однажды, спасаясь от печенегов, которые преследовали его, со своей дружиной был вынужден укрыться под мостом, тогда он дал обет Богу, построить церковь в случае избавления от опасности И действительно, благополучно вернувшись домой, он, как подтверждает летопись, немедленно приступил к исполнению своего обета. И вот, для строительства такого храма, сходились жители всего города и на протяжении всего одного дня возводили деревянный храм. Такую древнюю, но уже забытую традицию храмостроительства возродило киевское духовенство вместе с Клубом православных меценатов. Всего таких храмов было построено три, в трех столицах славянских народов: в Киеве, Москве и Минске. Приурочено строительство к 1020-ой годовщине Крещения Киевской Руси. Все три храма были построены в один день.

Всего через год, как вспоминает настоятель храма архимандрит Лазарь, количество прихожан храма увеличились настолько, что небольшая деревянная обыденная церковь уже не могла вместить всех желающих помолиться за богослужением, а по большим праздникам, наверное, на улице стояло больше людей, чем в храме. И вот, к небольшой церкви было достроено новое просторное храмовое помещение. И опять чудо. Новая часть церкви настолько гармонично была соединена со старой, что казалось, будто это проект изначально единого храма. Даже иконостас из старого храма, так подошел в новый, будто делался он под новый храм.

Строили новую часть храма, как говорят всем миром: и духовенство и жители микрорайона. От этого жители массива полюбили храм еще больше. Ведь многие люди приложили к строительству свои сердца и руки.

И в самом деле, храм особенный. Пусть он и не выглядит как величественный собор, но все здесь сделано добрыми руками и с большой любовью. И люди спешат сюда каждое воскресенье и на каждый праздник, потому что здесь дом Господа Бога, Его благодать, Его Тело и Кровь, Его Престол и Жертвенник, Его народ, народ Божий.

(770)

Черкасский Благовестник

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Яндекс.Дзен и в других соц.сетях...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.