20 февраля, накануне недели о мытаре и фарисее в нашем храме было отслужено всенощное бдение.
Неделя про мытаря и фарисея является первой из четырех недель, которые предшествуют Великому посту. Согласно церковному уставу, на вечернем богослужении во время полиелея впервые звучит песнопение “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…”, которым начинается период Постной Триоди.
21 февраля, в воскресенье, по обычаю были совершены две Божественные Литургии святителя Иоанна Златоустого.
Раннюю Литургию совершил иерей Ростислав Тимошенко.
Позднюю Литургию возглавил настоятель храма архимандрит Лазарь (Николаев), которому сослужили иерей Роман Симонович и протодиакон Игорь Скакальский.
На сугубой ектении была прочитана молитва о мире и прекращении междоусобной вражды в Украине.
Также по окончании Литургии были совершены молебен с освящением воды и лития по усопшим.
По запричастном стихе о. Ростислав произнес проповедь на Евангельское чтение, в которой отметил что :
В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим с Вами двух совершенно разных людей, зашедших в иерусалимский храм помолиться.
Один – фарисей, в сердце которого была гордость и благодарность Богу за то, что он не такой как прочие. Он мнил себя иным, лишь потому, что следовал букве закона – не понимая духа закона.
Другой же – мытарь. Человек презираемый даже соплеменниками. Войдя в храм и ощутив присутствие Бога, он склонил свою голову не смея взирать вверх. Все, что он мог – это лишь ударять себя в грудь говоря: “Боже, милостив буди мне грешному“.
Вновь мы с Вами видим пример истинного покаяния. В прошлое воскресение такой пример нам показал мытарь Закхей, который открыв свое сердце Богу, полностью изменил свою жизнь. Углубляясь в чтение Евангелия, мы видим множество примеров покаяния людей, после встречи со Христом.
Покаяние не значит просто прийти в храм и подойдя к священнику озвучить список своих грехов. Покаяние наступает лишь тогда, когда мы стремимся измениться, поменять что-то в своей жизни. Недаром в переводе с греческого, слово “покаяние” означает “изменение сознания“.
Греховность также изменяет наше сознание, порабощает волю и душу. Ослепляя нас, греховность требует лишь одного – лени. В то время как покаяние требует от нас ежедневного, ежеминутного труда, борьбы над своими немощами и осознания своего недостоинства.
Давайте же подражая примерам Евангельских мытарей, перестанем мнить себя лучше других, начнем исправлять свой жизненный путь. Давайте положим начало борьбе со своими страстями, немощами и грехами, непрестанно прося о помощи Милосердного Бога.
(133)