Богослужебные указания

Богослужебные указания за 17 апреля 2021 года


Суббота 5-й седмицы.
Календарные заметки:
Порядок чтений, согласно календарю: Литургия св. Иоанна Златоуста.

4. Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.

Прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи. Иконы Божией Матери, именуемой «Избавительница». Сщмч. Никиты Славянина, Афонского. Прмчч. архим. Вениамина Кононова и иером. Никифора Кучина Соловецких[12].

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи, поется на великом повечерии в понедельник вечером (см. 31 марта).

Накануне в пятницу вечером совершается малое повечерие в келлиях без канонов и поклонов. Кондак на повечерии – Субботы Акафиста, глас 8-й: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. «Повечерие же малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице» (Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).

Утреня.

Примечание. «Ко утрени знаменает в 4-й час нощи, молебнаго ради последования Акафиста» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец[13]: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Бог Господь» на 8-й глас, медленно, особым распевом, и тропарь праздника Богородицы (Триоди)[14]: «Повеленное тайно…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Стихословится 16-я кафизма. Малая ектения.

После нее протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста: «Взбранной Воеводе…».

Примечание. Акафист Божией Матери состоит из 12 икосов и 12 кондаков (всего 24, по числу букв греческого алфавита); после каждого икоса поется: «Радуйся, Невесто Неневестная», после каждого кондака: «Аллилуия». Акафист разделяется на четыре части, по 3 икоса и 3 кондака в каждой.

По установившейся практике, Акафист читается иереем на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы (если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель, а 2-ю и 3-ю – другие священники по старшинству). В начале каждой части Акафиста поется 1-й кондак «Взбранной Воеводе…», при этом отверзаются царские врата; священнослужители выходят через царские врата, которые остаются открытыми; по прочтении каждой части Акафиста священнослужители уходят в алтарь, и царские врата затворяются.

Во время пения 1-го кондака в начале 1-й и 4-й частей Акафиста предстоятель в сопровождении диакона со свечой совершает полное каждение храма; при пении 1-го кондака в начале 2-й и 3-й частей Акафиста бывает малое каждение (при соборном служении его совершают прочие священники по старшинству, в сопровождении диакона; если нет собора священников, малое каждение может совершать диакон). Во время чтения Акафиста диакон непрерывно кадит перед аналоем с иконой.

Примечание. В описании Типикона пение Акафиста несколько отличается от установившейся практики: первый кондак «Взбранной Воеводе...» поется «на среде» храма, кондаки и икосы «глаголются от иерея во святем олтаре», каждения на «Взбранной Воеводе...» совершает диакон (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).

После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».

Стихословится 17-я кафизма. Малая ектения. Поется: «Взбранной Воеводе…». Читается 2-я часть Акафиста – с 4-го икоса по 7-й кондак, снова поется: «Взбранной Воеводе…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. В храме Похвалы Богородицы после второго чтения икосов и кондаков поется полиелей, как это указано в 49 гл. Типикона («В субботу 5-я седмицы постов»).

Каноны (в 1-й – 5-й песнях):

В храме Господском – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праздника Богородицы (Триоди) на 6.

В храме Богородицы – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 12 (ирмосы по дважды).

В храме святого[15] – канон праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и храма на 6.

Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».

Катавасия (в 1-й – 5-й песнях): «Отверзу уста моя…» (см. в Триоди).

По 3-й песни и малой ектении поется кондак «Взбранной Воеводе…». Читается 3-я часть Акафиста – с 7-го икоса по 10-й кондак, в конце снова поется: «Взбранной Воеводе…». Седален праздника Богородицы (Триоди), глас 1-й: «Великий воин…», «Слава, и ныне» – тот же седален.

Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8[16], на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди).

По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе…». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепетая Мати…» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «Ангел предстатель…», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…».

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Языка, егоже не ведяше…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст.

На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы.

Примечание. «На трапезе ядим два варения с елеем и пием вино, благодаряще Всесвятую Владычицу нашу Богородицу о бывшем от Нея чудеси» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).



12 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба преподобномученикам Вениамину и Никифору Соловецким. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5331655.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/452).
13 «И собравшимся в церковь, благословившу иерею, начинаем утреню, якоже предписася [в четверток пятыя недели святых постов]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).
14 «По шестопсалмии Бог Господь, во глас 8-й, и поем тропари косно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»).
15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.
16 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два дополнительных тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).

Источник: сайт Патриархия.ru


Богослужебные указания за 18 апреля 2021 года


Неделя 5-я Великого поста.
Порядок чтений, согласно календарю:

5. Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Глас 4-й.

Мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (службу зри 19 июня).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними, переносится на великое повечерие во вторник вечера (см. 1 апреля).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 6, и Триоди (прп. Марии Египетской), глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 4-й: «Очудотвори, Христе, Креста Твоего сила…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу стихиры храма, от стиховных.

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – Триоди (прп. Марии Египетской), глас 2-й: «Душевная ловления…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «В тебе, мати, известно спасеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради рождейся…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[17].

Непорочны[18] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди – 1-й (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-й (прп. Марии Египетской) на 4.

Примечание. «Каноны 3: воскресный с Богородичным на 6: и Триоди на 4, глас 8-й: и преподобныя на 4, глас 6-й» (Типикон, гл. 49, «В Неделю 5-ю святых постов»). Данное предписание Устава при буквальном прочтении может быть истолковано как указание на пение трех канонов: воскресного со ирмосом и Богородичнами на 6 (ирмосы единожды), Триоди – 1-го (о богатом и Лазаре) на 4 и 2-го (прп. Марии Египетской) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), глас 3-й: «Блудами первее…», и икос, глас тот же: «Агницу Христову…»; седален Триоди (прп. Марии Египетской), глас 8-й: «Взыграния вся…». «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная врата и ковчег…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Триоди (прп. Марии Египетской): «Образ покаяния…», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Сладосте Ангелов…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8; затем стих: «Воскресни, Господи, Боже мой…», и самогласен Триоди, глас 1-й: «Несть Царство Божие пища и питие…». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). Кондаки Триоди (прп. Марии Египетской) и воскресный читаются попеременно.

Литургия свт. Василия Великого.

На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы.

Блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской). «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Триоди (прп. Марии Египетской); кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак Триоди (прп. Марии Египетской), «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен – воскресный рядового гласа (со стихом), и прп. Марии Египетской, глас 4-й: «Дивен Бог во святых Своих…».

Апостол и Евангелие – Недели 5-й Великого поста и прп. Марии Египетской.

Аллилуиарий – воскресный рядового гласа (на основании общего устава, может быть еще второй аллилуиарий – преподобных жен общий, глас 1-й: «Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою»)[19].

Вместо «Достойно есть» – «О Тебе радуется…».

Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и прп. Марии Египетской: «В память вечную…».

Примечание. «На трапезе же учреждаемся, якоже и в преждних Неделях» (Типикон, гл. 49, «В Неделю 5-ю святых постов»).



17 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
18 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
19 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 474.

Источник: сайт Патриархия.ru


Богослужебные указания на послезавтра >>>


Православный церковный календарь

4 апреля (по ст.ст.) / 17 апреля, Суббота

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX).

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560)18. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343).

Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Евр., 322 зач., IX, 24–28.Мк., 35 зач., VIII, 27–31.Богородицы:Евр., 320 зач., IX, 1–7.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

Тропарь Субботы Акафиста, глас 8:

Повеле́нное та́йно прие́м в ра́зуме,/ в кро́ве Ио́сифове тща́нием предста́ Безпло́тный, глаго́ля Неискусобра́чней:/ приклони́вый схожде́нием Небеса́ вмеща́ется неизме́нно весь в Тя,/ его́же и ви́дя в ложесна́х Твои́х прие́мша раби́й зрак,/ ужаса́юся зва́ти тебе́: // ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Кондак Субботы Акафиста, глас 8:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Дни совершения Таинства Брака >>>


(10889)

Комментирование запрещено