В ночь с 24 на 25 декабря, на праздник святителя Спиридона Тримифунтского, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, викарий Киевской Митрополии епископ Боярский Феодосий совершил ночную Божественную Литургию в храме в честь Святителя Спиридона в г. Киеве. По уже сложившейся традиции в этот день в храме совершается три Божественные Литургии: ночная, ранняя и поздняя. В эту праздничную ночь храм был переполнен прихожанами, которые пришли молитвенно почтить святителя Спиридона.
Преосвященному владыке Феодосию сослужили благочинный Второго шевченковского благочиния протоиерей Виталий Бойко, настоятель нашего храма архимандрит Лазарь (Николаев) и духовенство столицы. По окончании Литургии владыка совершил молебен святителю Спиридону и обратился к молившимся за богослужением со словами поздравления и проповеди:
Один из самых любимых в народе святых, святитель Спиридон Тримифунтский, был очень простым человеком. Не ученым, но кротким, смиренным и благочестивым. Став епископом, пастырем словесных овец Христовых, он не оставил свое простое пастушеское дело, и продолжал пасти также и бессловесных овец. Имея дар пророчества, святитель старался не говорить людям грозных увещеваний, так как они всегда сбывались. Он очень любил и жалел свою паству.
Таким угодникам Своим как святитель Спиридон, смиренным и нищим духом, Бог подает Свою благодать и обильную помощь. Ведь чем больше в человеке гордости, чем больше в нем уверенности в своих силах и надежды на себя, тем меньше у него шансов получить силу и помощь от Бога. А напротив, святые всегда были нищими духом и осознавали себя великими грешниками. Не на словах, не перед людьми смиреннословили, как это часто бывает сегодня в церковной среде, а реально всей своей жизнью ощущали, что без Бога, без Его благодатной помощи, они ни на что доброе не годны.
Почему же святые видели себя грешнее всех людей? Это можно понять, представив как в чистую и прибранную, на первый взгляд, комнату попадает луч солнечного света. Вдруг в луче становятся видны тысячи пылинок, даже о существовании которых мы и не догадывались. Так и с нашей душой. Порой нам кажется, что не так уж все и плохо в нашей духовной жизни: все чисто и прибрано. Но если бы духовный свет осветил тайные уголки нашего естества, мы бы ужаснулись от той грязи и скверны страстей, от той нечистоты грехов и пороков, которыми наполнены наши ум и сердце.
Так происходит со святыми. Приемля их труды и подвиги во имя Христово, Господь озаряет их Своим светом, в сиянии которого святым все более открывается видение своих немощей и грехов. Видят они уже не только свои явные отступления от исполнения заповедей Господних, которые мы с вами в себе и не замечаем, но и как бы малые “пылинки” греха, витающие в душевной клети и наполняющие ее. Видят их несметное количество, осознают свою убогость, глубокую греховность и удаленность от истинной праведности. И это приводит подвижников к еще большему покаянию, сокрушению и смирению сердца. И в ответ Господь изливает на смиренных милость Свою. «На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис.66:2)
А ведь каждый христианин призван идти по этому пути. Каждый из нас.
Что же нам делать, чтобы научиться, хоть в малой мере, видеть свои грехи и каяться в них? Прежде всего, нам необходимо научиться ежедневно читать Евангелие и наставления святых Православной Церкви. Это чтение просветит наш ум и даст понимание, что же является в нашей жизни грехом. Далее, мы должны деятельно исполнять заповеди, о которых узнали из чтения, и начать борьбу со своими грехами и дурными наклонностями. Когда мы станем на этот духовный путь, мы увидим, насколько мы немощны, увидим, что и самой малой заповеди не можем исполнить своими собственными силами. Мы будем трудиться над собой и видеть, что и через много лет так почти ничего и не смогли сделать с собой, и практически каждый раз вынуждены идти на исповедь с одними и теми же грехами.
Если человек не малодушествует, не оставляет этот путь покаяния, пробирается через терния греха и своей немощи, делает каждый раз усилия над собой, он со временем приобретает смиренное мнение о себе. Он познаёт, насколько сильно он нуждается в силе и помощи Божией, в Спасителе. А это и есть самое ценное познание в духовной жизни. Оно ценнее и выше всей учености мира, – понимание того, что без Бога мы не можем ничего доброго сотворить.
Когда Господь увидит, что наша душа смирилась трудом и покаянием, и уже готова безвредно для смирения воспринять благочестие, Спаситель может прикоснуться к ней и дать ей помощь и благословение исполнить на деле одну, другую или третью заповедь. Но не дает Господь человеку истинной чистоты, пока он по-настоящему и глубоко не смирится. А мы никогда не смиримся, пока не начнем трудиться в заповедях Господних, и как следствие – каяться в грехах. Когда станем на этот путь – душа начнет просвещаться, все больше и больше видеть своих грехов, хотя, возможно, их будет становиться все меньше и меньше.
Давайте же будем идти этим путем: трудиться, каяться и просвещать нашу внутреннюю клеть души, чтобы увидеть какие скверны, какие грехи и пороки, какие страсти затаились и живут в глубине нашего сердца! Давайте будем вытягивать их на белый свет как гадких змей, и, смиряясь сердцем, получать от Бога помощь и избавляться от них!
(127)